Выступления на педагогических советах

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   Рада видеть Вас на своей страничке! Надеюсь, что тот материал, который был накоплен мною за относительно небольшой период педагогической деятельности, будет интересен, а главное, полезен!

Технология реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося на платформе СФЕРУМ                                               

Необходимые и достаточные условия развития профессиональной деятельности педагога на современном этапе.

 Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое изменениями во всех сферах жизни, требует обновления, в том числе и системы образования. Сегодня  мысль всего передового педагогического сообщества направлена на поиск оптимальных путей и форм совершенствования педагогических кадров. Претерпевают изменения процессы модернизации системы повышения квалификации. Учителю сегодня необходимо не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном процессе развития собственной личности.
Что же такое профессиональное развитие личности педагога - процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.  Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.
Какие  условия необходимы педагогу для развития собственной профессиональной деятельности сегодня? Для этого важно понять, что такое профессионализм?
    Профессионализм педагога — системная характеристика личности, К составляющим которой относят: педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, наличие профессионально значимых качеств личности и индивидуальный имидж педагога. Понимание сути этих понятий станет основой для развития профессиональной деятельности педагога. 
Итак, педагогическая компетентность определяет уровни подготовленности учителя к выполнению обязанностей в рамках своих должностных полномочий. Реалией сегодняшнего дня стала настоятельная необходимость в способности педагогов к активной деятельности по самообразованию, которая включает умение обобщать и модернизировать содержание своей деятельности; самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем; генерация собственных идей; проверка их действенности на практике; оценка эффективности новых знаний и т.д. Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности. Определять конкретное содержание самообразования учителю следует в первую очередь на основе самоанализа. От того, в каком направлении развивается самоанализ, какова глубина осмысления самого себя как профессионала зависит и развитие потенциала личности, профессиональный рост и личностное совершенствование.
 Педагогическое мастерство - совокупность используемых при выполнении профессиональной деятельности навыков, техник, отражающих меру владения педагогом технологиями профессии. 
Отстаивая полную свободу в выборе приемов, учитель-мастер знает, что он не свободен от педагогической логики, целесообразности, от дидактических принципов и психологической необходимости, т.е. научной обоснованности построения урока.  Для того, чтобы овладеть мастерством, необходимо не только наблюдение за работой признанных мастеров, но и то же постоянное самообразование, внедрение в собственную практику новых методов преподавания и конечно самоанализ.
      Следующая составляющая - профессионально значимые качества.  Сегодня в психолого-педагогической литературе существует значительное количество психологических концепций профессионала вообще и педагога в частности, в которых рассматривается влияние психологической сущности человека на результаты его деятельности и на обеспечение успешности реализации личности в профессии. В качестве ключевых качеств С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:
-педагогическую направленность, как комплекс профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов; -педагогический такт; - зоркость; - оптимизм;
- рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. А также работоспособность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
  И наконец, имидж педагога-это эмоционально окрашенный устойчивый образ учителя в сознание воспитанников, коллег, социума, способный оказать влияние на их поведение. Имидж — это образ, включающий внутренние  и  внешние характеристики. Внутренний образ – это культура учителя, личное обаяние, эмоциональность, позитивное настроение, оптимизм, чувство юмора, ответственность и многое др. Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
Итак, для того, чтобы повышать педагогическую компетентность и мастерство, развивать профессионально значимые качества и формировать свой индивидуальный имидж у педагога есть 2 пути.
Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:
- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия. И здесь на первом месте оказывается внутренняя мотивация и определенные личностные качества.
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, отмечает М. М. Поташник, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа. Какие же условия предлагает лицей, для того, чтобы каждый учитель имел возможность саморазвития и самореализации.
1.                 Вариативность содержания и форм профессионального развития учителя (кафедры, МО, творческие группы, сетевые сообщества и т.д.).
2.                 Обеспечение непрерывности сопровождения профессионального развития учителя (научно-методическая помощь, индивидуальные и групповые консультации)
3.                 Формирование ценностно-смыслового отношения учителей к внедрению инноваций (педагогические советы, мастер-классы, семинары)
4.                 Дистанционные формы обучения и повышение квалификации (сотрудничество с НГПУ, НИПКиПРО, учебно-методический портал «УчМет» )
5.                 Программа мониторинга профессионального развития педагога.
А значит, развитие профессиональной деятельности педагогов в лицее возможно, и проходить оно может достаточно успешно под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов, потому что всем очевидно, что творческая работа одного учителя в изоляции от коллектива невозможна. Творческий коллектив – это главное условие, которое обеспечивает творческое самочувствие и результативную деятельность каждого учителя.  Порой просто не хватает внутренней мотивации и умения ставить цель над этим и следует работать.  

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ПО ФГОС (таблица)


Общие приемы создания ситуаций успеха у учащихся
 1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».


                                                                        
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА (МАСТЕР-КЛАСС)



учитель русского языка и литературы первой категории
Булаева Елена Александровна
МБОУ «Лицей №81»
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Образование сегодня характеризуется широким внедрением инноваций, направленных на повышение его эффективности. Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся — необходимая часть учебно-воспитательного процесса. От её решения во многом зависит успех обучения.
         Традиционная система проверки и оценки знаний учащихся не удовлетворяет основному требованию ФГОС, она не способствует развитию инициативы, предприимчивости, самостоятельности человека ХХI века (качеств, столь необходимых, чтобы найти своё место в сегодняшних условиях). Поэтому и возникает необходимость использования в современном образовании инновационных форм оценки знаний.

    Существующая и привычная всем пятибалльная (а фактически давно уже четырёх балльная) система играет лишь констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для нас становится призмой, сквозь которую мы оцениваем собственно личность ребенка.
Среди недостатков традиционной оценочной системы выделяют следующие:
1.Отсутствие целенаправленной работы по развитию у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
2.Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
3.«Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
4.Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.
5.Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.
6.Травмирующий характер отметки, который приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.
          В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении. Вследствие чего практический интерес представляет балльно-рейтинговая система оценивания, позволяющая повышать уровень качества знаний, развивать самостоятельную деятельность школьников.
Понятием «рейтинг» (от английского «to rate» – оценивать и «rating» – оценка, оценивание) пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности. Этот метод оценивания в настоящее время успешно используют многие ведущие высшие учебные заведения нашей страны (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, РУДН и др.).
Практика введения балльно-рейтинговой системы в учреждениях общего образования также имеет своё место. (Екатеринбург, Волгоград, Томск)

Что же такое рейтинг?
Существует множество трактовок данного понятия, но я выбрала следующее, данное в словаре иностранных слов «рейтинг – это индивидуальный числовой показатель знаний, это система баллов, набранная учащимися в ходе изучения курса. Она накапливается по модулям и блокам»
Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:
•расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
•развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
•создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
•повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы как средства успешного усвоения знаний очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
•Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к предмету в целом.
•Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
•В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
•В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
•В-пятых, учащиеся более свободно высказываются, не боясь получить отрицательную отметку. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет.     
           Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, она опирается на методику направляемого и контролируемого самообучения, создающего все условия для воспитания самодисциплины, добросовестности, ответственности учеников, их умения работать по плану, целеустремлённо, с заранее ожидаемым результатом, где роль преподавателя состоит главным образом в умелой организации учебной деятельности обучаемых.

                           Методика составления рейтинговых шкал.
            Важной проблемой является методически грамотное составление рейтинга.
   Для разработки и внедрения  балльно-рейтинговой системы необходимо в рамках каждого предмета:
•Определить основные темы изучаемого курса и перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме, уровень их усвоения, выделив при этом, все виды учебных работ.
•Иметь или разработать наборы контрольных заданий по каждой теме, определить тип контроля (зачет, диктант, практическая или лабораторная работы и т.д.) и количество данных работ по теме.
•Определить содержание индивидуальных  заданий, творческих работ
•Разработать шкалу баллов: должны быть введены обязательные и дополнительные баллы. Обязательные – за выполнение контрольных, самостоятельных, практических работ, сдачу зачетов; дополнительные рекомендуется использовать для поощрения уч-ся при выполнении ими творческих заданий ( написание рефератов, участие в олимпиадах, конкурсах, решение заданий повышенной сложности). Дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное или досрочное  правильное выполнение учебных заданий, а также активное участие в практических занятиях.
•Довести до сведения уч-ся систему оценивания их знаний, умений и навыков до начала занятий по теме, разъяснить спорные моменты и возможные сложные ситуации.
•Определить перевод баллов в пятибалльную оценку и довести данную систему до сведения учащихся
          В рейтинговую оценочную шкалу могут быть включены такие критерии, как посещение уроков, опоздание на урок, поведение на уроке, готовность к уроку, активность учащихся на уроке, полнота ответа, домашние работы, контрольные работы, наличие записей в тетради, своевременная сдача работы, отказ от ответа.



Примеры рейтинговых таблиц и шкал
Литература, 5 класс
Тема: Г.Х Андерсен «Снежная королева». Заранее разрабатывается специальная шкала, в любое удобное время ученик может с ней ознакомиться.
Присут.
на
уроке
Работа
на
уроке
Работа
в
парах
Работа
в
групе
Анализ
изобраз.-выр.
средств
Монолог.
ответ
Творческ.
урок







0-5
0-25
0-10
0-15
0-25
0-20
0-20

1.Присутствие на уроке (планируется пять уроков, значит, за тему -5 баллов)
2.Работа на уроке (каждый урок – по пятибалльной системе, за пять уроков (5*5=25)-25 баллов)
3.Работа в парах Является результатом домашнего задания, где ребята должны были познакомиться с рубрикой "давайте поспорим" и ответить на вопрос в тетради с обоснованием своей точки зрения. На уроке, обмениваясь информацией, они вместе анализируют, находят верное решение, оценивают друг друга по следующим критериям:
- учащимся прочитаны и поняты обе точки зрения на характер героини -2 балла;
- учащийся соглашается с одним из мнений, видит аргументы -3 баллов;
- учащийся имеет свою точку зрения на характер героини и приводит свои аргументы -5 баллов.
Высший балл в этой работе – 10.
4. Работа  в группе.  Разрабатываются основные вопросы (проблемы), которые поднимает автор.
5. Анализ изобразительно-выразительных средств  в отрывке «В чертогах Снежной королевы»
Схема анализа:
эпитеты-5 балла
олицетворения -5 баллов
метафоры -5 баллов
высокая и просторечная лексика -5 балла
гипербола -5 балла
Высший балл - 25.
6. Монологический ответ оценивается по следующим критериям:
- правильность усвоения фактов – 5 баллов;
-полнота и глубина – 5 баллов;
- самостоятельность в выборе фактов, материалов, в анализе -15 баллов;
- логика изложения, отсутствие речевых ошибок – 5 баллов.
Высший балл -30 баллов.
8. Творческий урок. Выбор темы, сбор материала, разработка сценария и т.д.

Основные трудности введения рейтинговой системы на современном этапе
1.      Невозможность перейти полностью на рейтинговую систему оценивания, приходится использовать ее наряду с традиционной.
2.      Отсутствие единой системы рейтинга в школе. Система функционирует эффективно, если все предметы оцениваются на общих основаниях.
3.      Трудность учета всех действий учеников (напрямую не относящихся к учебному процессу).
4.      Трудоемкость процесса разработки рейтинговых шкал и ведения рейтингового учета.
                Из всего вышесказанного следует, что реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и в качестве альтернативы выступает балльно-рейтинговая система оценки достижений школьников. Она является действительно эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников.
Рейтинг активизирует работу учащихся, исключает случайность в оценивании, учитывает индивидуальные возможности и дает четкое представление об уровне сформированности знаний.
Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Меняется уровень самооценки обучающегося, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.
Учителю рейтинговая система позволяет рационально планировать учебный процесс и стимулировать работу учащихся, иметь объективную картину усвоения материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса, точно и объективно определять итоговую оценку с учетом текущей успеваемости, создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия «учитель-ученик».




Булаева Елена Александровна
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель специализированного
 физико-математического класса,
 тьютор

«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора  без стрессов».
Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХIвеке.

5 мая 2008 года приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №216н «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования» педагогическому сообществу страны впервые была официально представлена новая для российского образования профессия – тьютор.
Практически во всех официальных политических документах последнего времени правительство делает ставку на развитие инновационной  экономики. В рамках этой стратегии разворачивается  и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой наряду с принципом индивидуального подхода заявляется и принцип индивидуализации.  Кстати сказать, эти понятия до сих пор еще часто путают как в педагогической литературе, так и на практике.
Суть принципа индивидуального подхода заключается в поиске педагогом для каждого наиболее адекватного способа передачи ему необходимых ЗУН. (Ян Амос Каменский). Реализуется с учетом психологических и физиологических особенностей детей (ведущий тип восприятия, тип психики и т.д.).  Концепт УЧИТЬ ВСЕХ
Принцип индивидуализации связан с процессом самообразования (ориентация на собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты). Концепт УЧИТЬ КАЖДОГО
Только реализация собственного внутреннего заказа на образование может помочь учащемуся преодолеть контекст  формального образования  и вывести его затем в сферу инновационной деятельности. На сегодняшний день формулирование осознанного заказа на собственный процесс образования для каждого школьника чрезвычайно трудная задача, к выполнению которой он не готов. И не смотря на то, что образовательных возможностей у ученика множество:
-учебные программы;
-факультативные и элективные курсы;
-образовательные услуги Интернета;
-конференции, семинары, форумы и т.д.
он не способен определенным образом соорганизовать их в собственную индивидуальную образовательную программу. Поэтому  все многообразие образовательных предложений вовсе не гарантирует реализацию принципа индивидуализации и остается для ребенка потенциальной возможностью.
Для того, чтобы выстроить собственную уникальную образовательную программу на основе использования всего многообразия возможностей, которые предоставляет современная образовательная среда, школьнику необходима помощь тьютора, владеющего специальными педагогическими технологиями сопровождения образования.
Таким образом, в условиях возвращения общества к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования возрастает значение ответственности самого учащегося за свой учебный опыт, за принятие решений о своем дальнейшем образовании, в связи с чем возникает необходимость оказания учащимся профессиональной помощи в осуществлении самообразования.
В нашем лицее введение должности тьютора продиктовано самой стратегией развития лицея, направленной на индивидуализацию образования, наличием специализированных классов физико-математической направленности, элективных курсов по предметам, а также  профильных 10-11 классов.
Из истории оформления тьюторской позиции.
Тьюторство зародилось в XII веке в классических английских университетах – в Оксфорде и чуть позднее в Кембридже. Tutor – в переводе с английского значит – «домашний учитель, опекун». Это же слово , но в качестве глагола, переводится как- «обучать, давать уроки, наставлять». Кстати сказать, современные европейские университеты нового типа , определяемые как проектно-исследовательские, продолжают тьюторскую традицию. Здесь тьютор выполняет функцию соразработчика образовательных проектов, выступает как консультант, совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика.

Тьюторство в России

В России же тьюторство долгое время было неизвестно, но отдельные преценденты, тем не менее, были. Назову по крайней мере три из них.
Во-первых, традиция монастырских наставников – старцев, -подробно описанная в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алеши и наставничества старца Зосимы).
Во-вторых, гувернеры в аристократических семьях. Известный исторический пример – В.А.Жуковский и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича.
В знаменитом Царскосельском лицее существовала специальная должность «дядьки», выполняющего роль куратора и воспитателя.

Первой тьюторской площадкой в системе российского общего образования стала школа «Эврика-развитие» г. Томска. Именно там стала складываться сеть образовательных учреждений, которые занимались разработкой проблематики тьюторства.
Особую актуальность проблематика тьюторства приобретает в связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так, например, Федеральной целевой программой развития образования, утвержденной постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. В числе основных направлений были определены:
-введение профильного обучения, обеспечивающего возможность выбора  учащимися индивидуального учебного плана;
-внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и личностного роста;
-интеграция в европейское образовательное пространство, рост экспортного потенциала образования. Существующая сегодня в России практика тьюторства становится ресурсом в решении этих задач.

Тьюторское сопровождение школьника на любой возрастной ступени представляет собой в самом общем виде последовательность взаимосвязанных этапов:
ü  диагностического;
ü  проектировочного;
ü  реализационного;
ü  аналитического.
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей, задающих соответственно векторы тьюторского действия: социальный, культурно-предметный и антропологический.
Социальный вектор предполагает работу со множеством образовательных предложений, обусловленных инфраструктурой образовательного учреждения. (задача тьютора в том, чтобы вместе с тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту  образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации его индивидуальной образовательной программы).
Культурно-предметный вектор – это работа с предметным материалом. Тьютор постоянно фиксирует продвижение  школьника в границах интересующего его предмета и с помощью предметников помогает войти в освоение определенной области знаний. Так как предметные границы в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете на каком–то этапе будет обязательно привлекать знания из других областей. Изменение границ предметного знания – специальное направление тьюторских консультаций, оно вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы.
Антропологический вектор – это работа с индивидуальными психологическими и физиологическими свойствами тьюторанта.
Таким образом, работа тьютора позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь его потенциал.
Для работы в каждом из направлений тьютор опирается на определенные открытые образовательные технологии. Речь идет о тех педагогических приемах, которые позволяют реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся и при этом обладают как минимум тремя важными характеристиками:
-они «открыты» возрасту;
-«открыты» учебному предмету;
-«открыты» организационно, т.е. работают в любых условиях – урок, семинар, внеурочная деятельность.
Среди наиболее часто применяемых  сегодня школьными педагогами открытых образовательных технологий можно назвать:
ü  дебаты;
ü  чтение и письмо через критическое мышление;
ü  аналитическая и проектная работа (образовательная картография);
ü  портфолио;
ü  кейс-обучение.
Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые консультации.

Таким образом, тьютор выполняет следующие обязанности:
- способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении программы обучения;
-создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом их образовательных, профессиональных интересов и планов на будущее;
Организовывать коммуникацию с учащимися, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.
Иными словами, тьютор – это взрослый, профессионально включенный в процесс сопровождения и поддержки в ребенке стремления  к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке, помогающий учащемуся осуществить эту работу.

В этом учебном году у меня появилась новая интересная и совсем необычная позиция – тьютор. Тьютор в условиях образовательной программы 7 специализированного класса. Соответственно первоочередной задачей было изучение имеющейся литературы по теме, результаты которой нашли отражение в первой части моего выступления. Осознав все выше сказанное, я пришла к следующему пониманию позиции тьютора.
Тьютор – это преподаватель-консультант, наставник, советник, посредник между другими педагогами, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления. Поэтому именно со мной в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету…
Чем, по-моему, он отличается от классного руководителя? Последний следит за успеваемостью, отвечает за поведение, питание  и безопасность, поддерживает связь с родителями, водит в походы. А вот тьютор сочетает в себе функции воспитателя, педагога, психолога, менеджера, работает не только с целым классом, а с каждым школьником конкретно, либо с малыми группами по интересам. Более того, тьютор – это представитель семьи в школе, поскольку он представляет интересы и ребенка, и родителей.
В чем на мой взгляд состоит технологическая сущность тьюторства?
(в зависимости от возраста: инициатива – мышление – самоопределение)
1.      Раскрыть потенциал. Потенциал человека и потенциал мира для человека. В начальной школе мы работаем с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ему что-то интересно, но он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Допустим, ребенок интересуется камнями, ему нравиться их собирать, рассматривать, но он даже представить себе не может, что есть наука минералогия или геология. Тьютор помогает расширить потенциальный коридор для ребенка. (будем рисовать карту – где про что-то нужное можно узнать и как это сделать, ходить по разным местам и собирать материал – зоопарк, музей, библиотека, интернет и т.д.)
2.      В подростковой школе все дети общительны и активны. Здесь тьюторское сопровождение идет через проектную и исследовательскую деятельность. (вместе будем делать проекты, осваивать несложные исследовательские техники).
3.      В старшей школе сопровождение идет на материале профильного обучения. И везде есть работа на индивидуализацию с выходом на индивидуальную образовательную программу.
В итоге ученик  получает инструменты того, как по жизни работать со своим интересом, как проектировать, как находить ресурсы для самореализации.

Моя деятельность в течение первого месяца сводилась к тому, чтобы помочь ребенку во всех затруднениях, с которыми он сталкивается в начале учебного года:
-какие кружки и секции действуют в лицее №81 и пос.Гвардейский (для тех детей, которые хотели организовать свое свободное время);
-как организовать свое время, чтобы успешно учиться;
-как составить и понять индивидуальное расписание занятий;
-как составить индивидуальный учебный план (посещение факультативов и консультаций по предметам).
Было проведено анкетирование родителей класса, с целью выяснения физиологических, психологических и творческих интересов ребенка.

Попыталась отобрать материал, позволяющий существлять диагностику познавательного интереса каждого учащегося, мониторинг динамики процесса становления выбора каждым учеником, Организовать консультации для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей, способностей и возможностей.

        Способы фиксации различны, я определила для себя портфолио, эссе и классный уголок.

ПОРТФОЛИО класса и индивидуальное
КЛАССНЫЙ УГОЛОК как средство педагогического сопровождения результативности учебно-воспитательного процесса в классе.
Задачи:
  • расширять информационное поле учащихся;
  • повышать результативность учебно-воспитательного процесса школьника, совершенствовать работу с родителями;
  • развивать творческие способности обучающихся.
Чтобы он всегда вызывал интерес у ребят, надо советоваться с ними, обсуждать те материалы, которые хотим поместить в уголке. Очень часто тематика оформления зависит от самих детей. Но для какого бы класса ни оформлялся уголок, я всегда стараюсь придерживаться единых требований:
  • оформлять эстетично;
  • не придерживаться единых стандартов, а подходить творчески;
  • материалы должны отражать всесторонние интересы ребёнка;
  • обдумывать каждый пункт с точки зрения: нужен ли выбранный материал учащемуся в данный момент и вызовет ли он интерес;
  • подобранная тематика должна быть “ориентиром” не только во внеклассной жизни, но и являться “помощником” в обучении.
Исходя из этого, в “Классном уголке” находят своё отражение и учёба, и внеклассная жизнь ребят. Я очень ценю такую рубрику, как “Наше творчество”. Её назначение - отразить творчество детей. Они стремятся к тому, чтобы их работы (сочинения на различные темы, рисунки, даже стихи собственного сочинения) могли появиться на этом месте.
Результаты правильного подхода к оформлению уголка:
  • дети гордятся своими достижениями, успехами;
  • стремятся быть лучше, результативнее;
Когда заканчивается какой-то цикл тьюторского сопровождения, ребенок пишет эссе, в котором размышляет, что ему удалось, на что он ориентируется дальше, почему именно на это, в чем его следующий шаг.
 (Булатова Настя)

ФУНКЦИИ:
Управленческая
Диагностическая
Функция целеполагания
Мотивационная
Функция планирования
Коммуникативная
Функция контроля
Функция рефлексии
Методическая функция
Образовательная

В дальнейшем планирую разработку «Программы тьюторского сопровождения  7 специализированного класса», в основу которой планирую заложить идеи исследовательской деятельности как наиболее адекватной данному возрасту. Сюжетная идея – исследовательская конференция класса, где каждый ребенок будет делиться своими исследованиями в разных областях науки. Необходимым условием для реализации программы планирую стержнеобразующий спецкурс «Основы исследовательской деятельности», а также участие каждого учащегося класса в НПК и конкурсах различного уровня и направления.


Комментариев нет:

Отправить комментарий