Проблема
воспитания молодежи актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и
целенаправленной работы с подрастающим поколением. Чтобы воспитать всесторонне
развитую личность, необходимо разнообразить формы и методы работы, направленные
на развитие целостной личности, способной к интеграции в обществе.
Средний возраст – период самоутверждения, проверки
своих возможностей, активного самопознания. Школьники стремятся разнообразить
свой досуг, но зачастую они просто не умеют или не знают, как это сделать, как
организовать свое свободное время с целью развития в себе таких способностей,
как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные. В связи с этим возникла
необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы
работы с подростками, направленные на развитие их способностей.
Особенность
данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию
интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей подростков
через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность как активных
организаторов и участников всех интеллектуально-познавательных мероприятий
путем совместной деятельности взрослых и детей.
Актуальность, новизна,
педагогическая целесообразность программы
В современных
условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации
значительно повышаются требования к познавательной активности и
интеллектуальным потенциям подрастающего поколения. В концепции модернизации
образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из
приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал
населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его
прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий
капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию. Целенаправленное
формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических,
возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных
способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста.
Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы
выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из
сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное
различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и
индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно
отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных
способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить
специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных
способностей в возрастном и индивидуальном планах.
Актуальность разработки данной программы обусловлена
анализом сложившейся ситуации в социуме, который позволил выявить следующие
противоречия:
-развитие интеллекта ограничивается рамками школьной
программы, а социальная действительность требует более широкого кругозора;
-у подростков есть потребность в межличностном
общении, но отсутствует первичные навыки социальных коммуникаций.
Одним из наиболее важных психологических условий в
развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его
эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс
познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым
видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется
также положительной оценкой окружающих. Клуб интеллектуальных игр дает ценный
опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников
интеллектуальной игры.
Работа в интеллектуальном клубе становится одним из
средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного
приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и
индивидуальной деятельности.
Данная программа органически сочетает в себе лекции,
практические занятия, социально-психологические тренинги.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 классов в
течение 2-ух лет. Программа нацелена на развитие интеллектуальных,
коммуникативных, организаторских способностей и навыков межличностного и
делового общения учащихся.
Цель программы:
Цель данной программы — сформировать компетентность в
сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися
способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения
и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного
процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными
задачами курса являются:
-развитие психических познавательных процессов:
мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе
развивающего предметно-ориентированного тренинга;
-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов
мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе
учёта индивидуальных особенностей учащихся;
-формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных
приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать
информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
-освоение приёмов творчества и методов решения
творческих задач;
-Выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных
и организаторских способностей подростков посредством включения их в
интеллектуально-познавательную деятельность для активной социализации в
обществе.
Возраст обучающихся:
уч-ся 5-6 классов.
Срок реализации
программы: 2 года.
Место реализации: лицей
№81
Характеристика образовательного процесса
Программа деятельности интеллектуального клуба
«ШИК» - реализуется в опоре на трёхуровневую педагогическую модель. Поэтому
представленная основная цель деятельности клуба
дифференцируется в соответствии с выделяемыми уровнями. В свою очередь,
уровни определяются в зависимости от возрастных особенностей интеллектуального
развития детей.
Для педагогически последовательного
интеллектуально-творческого развития воспитанников необходима достаточно
частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение
социального статуса. В этой связи клуб как специфическое объединение школьников
дает возможность оптимизировать познавательно- творческую деятельность ребят,
связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет
постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб
помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность
обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как
расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное
средство педагогического влияния, как коллектив.
Школьный интеллектуальный клуб комплексно решает названные проблемы
через игру. Учебный процесс максимально обличен в игровую форму, живо и
доходчиво организован. Наша игра – это и есть учебный процесс, в результате
которой у подростка формируются знания, умение и опыт, а также развиваются
интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном,
интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка – от дошкольного
детства до юношеского возраста.
«Интеллектуальное взросление» при
благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу
социальных отношений. Процесс обучения в клубе должен быть направлен в конечном
счете на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной
ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение,
интеллект и навыки общения с другими людьми. Это – основополагающий для нас
принцип – принцип последовательного социального преобразования
интеллектуального опыта ребёнка, приобретённого в клубе. Этот принцип и
предопределяет комплексную направленность образовательной программы: и
обучающую, и социально-ориентирующую.
В работе клуба также
реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
Содержание программы
1 года обучения
- Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК».
Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
- Вопрос — основа игры. Требования к вопросам:
интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу,
однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над
вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить
необычное в обычном.
- Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в
вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся
приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
- Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость
пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как
составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
- Как работать с книгой. Основные приемы работы с
книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
- Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна
из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно
составить вопросы для «Эрудит-лото».
- Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись
или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5)
«Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.
- Принципы игры в команде. Команда — единый
механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость
высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно
делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
- Распределение командных ролей. Функции капитана.
генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.
- Отработка игры в тройках. Подбор троек и
отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
- Отработка игры в шестерках. Формирование команд.
Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического
климата в команде.
- Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в
«ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.
- Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие
«Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности
обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка
взаимодействия для «Брейн-ринга».
- Игровые занятия.
Примерный план игрового занятия:
- интеллектуальная разминка — 15-20 минут (или
«Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);
- игра в «ЧГК» — 40-45 минут;
- игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.
Содержание программы
2 года обучения
- Вводное занятие.
- Отработка игры в шестерках. Отработка ролевых
функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка
условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга».
Создание постоянно благоприятного психологического климата.
- Организация игр «ЧГК». Подготовка и проведение
игр «ЧГК» в школе. ЛИМ.
- Разбор проведенных игр. Оценка игры команд.
Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение
недостатков.
- Разбор работы ведущих команд «ЧГК». Как
распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки.
Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.
- Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба.
Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения
требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм.
- Отработка и проведение нетрадиционных
интеллектуальных игр. Практическое применение знаний, полученных в первый
год обучения. Проведение игр в клубе. Подготовка материала для проведения
игр за пределами клуба.
- Подготовка и участие в интеллект-турнире «Пестрая
планета». Участие в районных и городских
фестивалях и турнирах.
Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый год
обучения. С учетом увеличения времени занятия до 3 академических часов
увеличивается время на игры, а также возможность варьировать игры и их
количество
Основные формы
организации учебно-познавательного процесса
Учебные занятия проводятся, как правило, небольшими
микрогруппами (7-8 человек). В состав учебной группы входят учащиеся,
завершившие обучение на предшествующем уровне своего интеллектуального
развития. Комплектование учебной группы идет по принципу создания условий для
наибольшего комфорта обучаемых.
Формы и методы деятельности:
-анкетирование;
-тестирование;
-игры;
-викторины;
-КТД;
-дискуссии;
-лекции;
-работа с
литературой;
-тренинги.
Формы и режим занятий
Характеристика групп, режим занятий.
Краткие
сведения о группе:
1.
Количество групп:
2 группы по 15 человек. (1,2 годов обучения).
1 группа –1 год обучения 1
час в неделю, 35 часов в год
2 группа – 2 года обучения –
1 час в неделю, 35 часов в год
2.
Место
реализации: МБОУ «Лицей №81»
3.
Состав групп
постоянный.
4.
Набор в группы не
ограничен по половому составу.
5.
Группы
разновозрастные, сформированные из
учащихся 5-6 классов.
6.
Занятия:
групповые.
7.
Срок обучения: 2 года.
№
|
Изучаемый
курс программы
|
Количество
часов на одну группу/
количество часов в неделю
|
|
1 группа
|
2 группа
|
||
1.
|
Интеллектуальный
клуб «ШИК»
|
35/1
|
35/1
|
Критерии перехода по годам обучения
Критерии
перехода на 2 год обучения
К концу первого года обучения обучающиеся знают: типы
игр, виды стандартных и нестандартных вопросов. Умеют пользоваться специальной литературой,
правильно отвечать на вопросы
По окончанию второго
года обучения все полученные навыки совершенствуются и закрепляются на играх районного и городского уровней.
Обучающиеся самостоятельно составляют пакет вопросов, проводят интеллектуальные
турниры для обучающихся 1 года обучения.
Методические особенностями проведения занятий
Содержание
занятий способствует развитию аналитико-синтетических способностей,
формированию таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение,
классификация, обобщение. Поиск закономерностей, а также гибкости и критичности
мышления и других интеллектуальных качеств. Во время занятий происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает
боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Методы
и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию
познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков
контроля и самоконтроля и познавательной активности.
Репродуктивный
|
Частично-поисковый
|
Проблемный
|
Исследовательский
|
устный опрос, упражнения
на запоминание материала, игра.
|
самостоятельные обобщения
по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана
самостоятельной работы.
|
выполнение логических
операций, осмысление материала, составление плана, мозговой штурм, метод
разрешения противоречий, метод морфологического ящика.
|
осознание учебной
проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение
эксперимента, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением,
обобщение по проблеме в целом.
|
Требования к результатам освоения
программы
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
-правила конструирования определений, формулирования
выводов;
-правила классификации и сравнения; методы решения
творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм,
контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
-способы чтения, структурирования, обработки и
представления учебной информации; -правила поиска информации в библиотеке,
работы с каталогами;
-способы планирования и проведения наблюдений и
исследований;
-правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
· анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать,
формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять
закономерности, строить умозаключения;
· слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление
тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять
информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом,
схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
· проводить наблюдения, измерения, планировать и
проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты
наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
· владеть монологической и диалогической речью,
описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели,
задавать прямые вопросы и отвечать на них;
· работать с текстовой информацией на компьютере,
осуществлять операции с файлами и каталогами
Предполагаемые результаты реализации программы
по 3 уровням
Первый
уровень результатов
Приобретение школьником новых социальных знаний
|
Второй
уровень результатов
Развитие позитивных отношений школьника к базовым
общественным ценностям
|
Третий
уровень результатов
Накопление школьником опыта самостоятельного
социального действия
|
1. Знание начальных
теоретических основ решения интеллектуальных задач.
|
1. Сформированный
устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности;
2. Умение работать в коллективе над решением
предложенной интеллектуальной задачи.
|
1. Результативность участия в районных и
городских интеллектуальных играх;
2. Повышение уровня интеллектуальных, организаторских
и коммуникативных способностей обучающихся.
|
Критерии оценки
Оценка результатов занятий школьников в клубе интеллектуального развития осуществляется с помощью следующих критериев:
- Стабильно высокая результативность
участия в районных и городских интеллектуальных играх;
-Высокие показатели коммуникативных и
организаторских навыков, мотивации к обучению.
Кроме этого, результативность
программы предполагается проверять с помощью системы диагностик:
психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
·
Мотивационная анкета
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )
·
тест «КОС» (автор
Н.Е.Щуркова),
·
штрих-лист «Мои
достижения» (в личном портфолио)
·
тест «ШТУР» - 2 год
обучения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Достижения каждого ученика по программе
дополнительного образования фиксируются в личное портфолио.
Формы итоговой аттестации обучающихся
·
Контрольное
задание
·
Итоговая игра
·
Участие в играх
не ниже районного уровня
Учебно-тематический план
1 группы I года
обучения
1час в неделю
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
||
Всего
|
Теоретические
занятия
|
Практические занятия
|
||
1.
|
Вводное
занятие
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Вопрос
— основа игры. Требования к вопросам.
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Алгоритм
поиска ответов. Основные приемы.
|
5
|
3
|
2
|
4.
|
Эрудиция
— ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.
|
1
|
0
|
1
|
5.
|
Как
работать с книгой.
|
3
|
1
|
2
|
6.
|
Игра
«Эрудит-Лото».
|
4
|
2
|
2
|
7.
|
Нетрадиционные
формы интеллектуальных игр.
|
4
|
2
|
2
|
8.
|
Принципы
игры в команде.
|
2
|
2
|
-
|
9.
|
Распределение
командных ролей.
|
2
|
1
|
1
|
10.
|
Отработка
игры в тройках.
|
3
|
-
|
3
|
11.
|
Отработка
игры в шестерках.
|
3
|
-
|
3
|
12.
|
Как
организовать игры «ЧГК».
|
1
|
1
|
-
|
13.
|
Основные
особенности «Брэйн-ринга».
|
1
|
1
|
0
|
14.
|
Районные
и лицейские игры
|
3
|
-
|
3
|
Всего:
|
35
|
15
|
20
|
Учебно-тематический план
2 группы 2 года
обучения
1час в неделю
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
||
Всего
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
||
1.
|
Вводное
|
1
|
1
|
|
2.
|
Отработка
игры в шестерках.
|
7
|
-
|
7
|
3.
|
Организация
игр «ЧГК».
|
3
|
1
|
2
|
4.
|
Разбор
проведенных игр.
|
3
|
3
|
-
|
5.
|
Разбор
работы ведущих команд «ЧГК» (по телепрограммам и видеозаписям).
|
4
|
4
|
0
|
6.
|
Обсуждение
и доработка вопросов в фонд клуба.
|
8
|
-
|
8
|
7.
|
Отработка
и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр.
|
3
|
-
|
3
|
8.
|
Районные и лицейские игры
|
6
|
-
|
6
|
Всего:
|
35
|
9
|
26
|
Методическое обеспечение
1.
Бордовская Н.В.,
Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000
2.
Столяренко Л.Д.,
Самыгин С.И., Психология и педагогика в вопросах и ответах. М., 2000
3.
Чеснокова Г.С.,
Старшеклассники об искусстве общения. – Новосибирск, 1997
4.
Бабенко Е.Б.,
Блинков А.Д. Школьный интеллектуальный марафон. – М., 2000
5.
Лернер М. Минута
на размышление. – М., 1993
6.
Кисилев
И.П.,Кисилева Е.П. Игровые психологические тесты у подростков. – М., 2008
7.
Левин Б.Е. Что?
Где? Когда? Для чайников. – М., 1999
8.
Ресурсы сети
ИНТЕРНЕТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий