24.01.2017

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного(одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).
Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).
Выделяются три основные разновидности назывных предложений.
1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).
2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).
3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и : Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).
Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Понятие неполного предложения ввел в лингвистику Н.И. Греч.
Определение: неполное предложение это такое, в котором пропущен, но легко восстанавливается структурно необходимый член.
  • Ситуативно-контекстуальные (собственно неполные):  пропущенный член восстанавливается из контекста или из ситуации:  Когда будет зачет? Завтра; Я резиновые надену.
  • Эллиптические (с греч. elleipsis  опущение, изъян, недостаток). Недостающий член восстанавливается из самого предложения. Он подсказывается зависимым от сказуемого членом: Я за свечку.  Свечка в печкуСпецифика: с точки зрения структуры неполные; семантически полные.
Первая точка зрения: неполное предложение явление речи, а не языка, оно является ситуативным вариантом полных предложений и не имеет своей структурной схемы.
Академическая грамматика: «высказывание, функционирующее в зависимой позиции».
Вторая точка зрения (Т.П. Ломтев, Н.С. Валгина): неполное предложение самостоятельный тип предложения.
Аргументы: имеют свою структуру, определяемую законами данного языка; имеют свою сферу распространения (разговорная речь).
Парцелляция членение одной грамматической структуры на несколько высказываний: Он уехал. Навсегда.
По структуре неполное предложение может совпадать с парцелляцией, но это явления разных уровней: парцелляция  выделяется на  коммуникативном уровне, неполные предложения  рассматриваются  на  уровне грамматики.
Очень часто неполные предложения являются стилистически окрашенными по сравнению с полными предложениями. Это свойство неполных предложений широко используется в лозунгах и призывах, рекламных слоганах, составленных из эллиптических предложений.
Эти предложения содержат экспрессивное побуждение к действию. Они построены по определенным схемам «кому что»; «кто куда»; «что куда». Например: Все на выборы;  Умному городу  чистые выборы, Все лучшее детям.
Пропуском глагола создаётся иллюзия интенсивности, напряженности действия.   Например: Ни шагу назад;  Все для фронта, все для победы.
Но есть случаи, когда неполные предложения являются стилистически нейтральными, а полные стилистически окрашенные,например, ситуация ссоры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий