Назывные предложения
Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается
существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных
предложений состоит
только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных
предложений выражается именительным
падежом существительного(одиночным или с зависимыми словами),
например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп,
мазурка, вальс... (А. Пушкин).
Смысл назывных
предложений заключается
в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные
предложения не
могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни
в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют
двусоставные предложения со сказуемым было или будет:
Осень (назывное
предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).
Выделяются три основные
разновидности назывных предложений.
1.Бытийные: Двадцать
первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).
2. Указательные; они
включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где
их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).
3. Оценочно-бытийные; они произносятся с
восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой,
что за, ну и : Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин);
Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).
Особенностью назывных
предложений является
то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость
выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но
детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или
читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину
описываемой обстановки или событий.
Чаще всего назывные
предложения используются
в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках
драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара...
Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье.
Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме
Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День
(А. Чехов).
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие неполного предложения ввел в лингвистику Н.И. Греч.
Определение: неполное предложение – это такое, в котором пропущен, но легко восстанавливается структурно необходимый член.
- Ситуативно-контекстуальные (собственно неполные): пропущенный член восстанавливается из контекста или из ситуации: Когда будет зачет? Завтра; Я резиновые надену.
- Эллиптические (с греч. elleipsis – опущение, изъян, недостаток). Недостающий член восстанавливается из самого предложения. Он подсказывается зависимым от сказуемого членом: Я за свечку. Свечка в печку. Специфика: с точки зрения структуры неполные; семантически полные.
Первая точка зрения: неполное предложение – явление речи, а не языка, оно является ситуативным вариантом полных предложений и не имеет своей структурной схемы.
Академическая грамматика: «высказывание, функционирующее в зависимой позиции».
Вторая точка зрения (Т.П. Ломтев, Н.С. Валгина): неполное предложение – самостоятельный тип предложения.
Аргументы: имеют свою структуру, определяемую законами данного языка; имеют свою сферу распространения (разговорная речь).
Парцелляция – членение одной грамматической структуры на несколько высказываний: Он уехал. Навсегда.
По структуре неполное предложение может совпадать с парцелляцией, но это явления разных уровней: парцелляция выделяется на коммуникативном уровне, неполные предложения рассматриваются на уровне грамматики.
Очень часто неполные предложения являются стилистически окрашенными по сравнению с полными предложениями. Это свойство неполных предложений широко используется в лозунгах и призывах, рекламных слоганах, составленных из эллиптических предложений.
Эти предложения содержат экспрессивное побуждение к действию. Они построены по определенным схемам «кому – что»; «кто – куда»; «что – куда». Например: Все на выборы; Умному городу – чистые выборы, Все лучшее – детям.
Пропуском глагола создаётся иллюзия интенсивности, напряженности действия. Например: Ни шагу назад; Все для фронта, все для победы.
Но есть случаи, когда неполные предложения являются стилистически нейтральными, а полные – стилистически окрашенные,например, ситуация ссоры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий